«СИСТЕМЫ 1805 ГОДА»
...Артиллерийский капитан, каких немало было в королевской армии, Бонапарт в 1792 году получил генеральские эполеты от якобинского правительства, а через три года по приказу уже термидорианской Директории предпринимает завоевательные походы на территорию Апеннинского полуострова и в Египет. В 1799 году Бонапарт становится Первым консулом республики — фактически главой государства, наносит ряд поражений Австрии, а спустя пять лет провозглашает себя императором французов «Когда Наполеон создал французскую империю с порабощением целого ряда давно сложившихся, крупных, жизнестойких, национальных государств Европы, — указывал В. И. Ленин, — тогда из национальных французских войн получились империалистические...»
Именно на службу крупной французской буржуазии Бонапарт поставил отлаженную военную машину, в которой далеко не последнюю роль играла артиллерия. На ее вооружении состояли пушки четырех основных калибров и гаубицы пяти калибров (следствие реформ Грибоваля, см. «TM» № 2 за 1985 год). Вся полевая артиллерия подразделялась на шестиорудийные {пять пушек и гаубица) батареи. В тактическом отношении Наполеон Бонапарт отказался от рассредоточения орудий перед фронтом боевого порядка, концентрируя их в батареях, дислоцированных на решающих направлениях, где готовились массовые атаки кавалерии и пехоты Большое значение Бонапарт придавал резервной артиллерии, которая, маневрируя на поле боя, перебрасывалась туда, где нужна была поддержка своих войск огнем. Как показал опыт сражений 90-х годов XVIII века, французская артиллерия в тактическом отношении превосходила австрийскую и прусскую и несколько уступала русской в маневренности и в мощи огня. Противник был серьезный — в этом российские артиллеристы убедились, изучив опыт наполеоновских кампаний в Европе.
Кроме того, в начале XIX века значительно увеличились армии воюющих государств, операции стали высокоманевренными, скоротечными Теперь от расчетов полевых орудий требовалось сочетать массированный огонь по плотным боевым порядкам противника с увеличением дистанции прицельной, «штучной» стрельбы по отдельным целям, при этом батареи должны были обладать повышенной подвижностью Решить эти задачи можно было путем обновления материальной части и улучшения организационной структуры войск.
С этой целью на вооружение российской армии принимаются так называемые «системы 1805 года» Под этим термином подразумевались бронзовые 12-фунтовые пушки средней и малой пропорции 6-фунтовые пушки, полупудовые, четвертьпудо-вые и 3-фунтовые «единороги».
От предшествующих образцов они отличались меньшим весом (что сказывалось на маневренности батарей) и повышенной точностью огня Это было достигнуто путем ряда усовершенствований конструкции орудий В частности, у лафетов уменьшили число различных оковок и угол перелома станка, что улучшило устойчивость орудий при выстреле.
Для 3-фунтовых пушек и «единорогов» полевой и осадной артиллерии стали применять передки с ящиками для боезапаса, обычно картечи Более тяжелые и массивные 12-фунтовые лушки большой пропорции, предназначавшиеся для крепостной и осадной артиллерии, оснастили лафетами с цапфенными гнездами, куда в походном положении укладывались цапфы, а казенная часть размещалась на особой подушке. Этим достигалось равномерное распределение тяжести орудия на весь лафет.
Крепостные орудия образца 1805 года отличались от прежних образцов двух-четырехколесными лафетами с поворотными платформами, покоящимися на своего рода подшипниках — чугунных шарах. Мортиры начала XIX века подразделялись на три калибра и применялись только в крепостной и осадной артиллерии. В боевом положении их стволы устанавливали на станки, благодаря чему обеспечивался постоянный угол возвышения в 45°.
Предельная дальность стрельбы полевых пушек достигала 2800 м, у «единорогов» — 2500 м, скорострельность при стрельбе ядрами и гранатами составляла выстрел в минуту, а при использовании картечи увеличивалась в два-три раза.
Для обеспечения дальнобойности и меткости артиллерийского огня большое значение имеет качество прицельных приспособлений и боеприпасов Уже в 1802 году на вооружение приняли прицел системы А И Маркевича Он представлял собой медную стойку с прорезью посредине, вдоль которой перемещалась медная планка с двумя отверстиями для прицеливания и шкалой Прицел Маркевича обеспечивал точную стрельбу на дистанциях до 1200 м Однако при ведении огня на большую дистанцию батарейцы были вынуждены применять квадранты, что несколько сбивало темп стрельбы орудий Дело в том, что эти приборы следовало прислонять к дульной части орудия перед каждым выстрелом, чтобы по показаниям отвеса и градуированной шкалы, выполненной в виде сектора круга, придать орудию нужный угол возвышения.
Артиллерийские боеприпасы, как и раньше, подразделялись на четыре категории К первой относились снаряды ударного или пробивного действия — пушечные ядра Ко второй — разрывные сферические бомбы массой более пуда и гранаты — снарядь такой же формы и назначения, но массой менее пуда.
Обычно картечь была вязаной, с чугунными пулями, и насыпной, со свинцовыми.
52. Прицел системы А. И. Марковича.
Особую категорию составляли снаряды специального назначения — зажигательные, осветительные и сигнальные.
Учитывая опыт минувших войн, российское командование провело ряд организационных нововведений в артиллерии Так, в 1806 году полевую артиллерию свели в бригады, каждая из которых состояла из двух батарейных рот вооруженных полупудовыми «единорогами» и 12-фунтовыми пушками, и такого же числа легких рот оснащенных 6- и ^^фунтовыми «единорогами» Кроме того, в бригаду входили конная рота с 10-фунтовыми «единорогами» и 6-фунтовыми пушками и понтонная рота Позже в российской артиллерии появились дивизии, что улучшило управление войсками.