Их смысл и поныне остается тайной. Лабиринты распространены во всем мире в виде уникальных изображений или сооружений и характерны для всех известных культур.



Наскальные рисунки. Эти два лабиринта были обнаружены неподалеку от корнуоллъского Тинтаджела. Их желобки, вырезанные под одним и тем же углом, говорят о том, что высечены они железным инструментом, вероятно, в XVI-XVII веках.


Лабиринт-надгробие. Этот надгробный камень установлен в селении Алкборо в память о местном землевладельце, ухаживавшем за расположенным поблизости средневековым лабиринтом Юлианова беседка.

Воспроизведение спиралей и лабиринтов относится к самым древним творениям человеческих рук, это первые картины, рисующие не события - сцены охоты или битвы, - а идеи. Они появились одновременно в различных частях света, на больших расстояниях друг от друга, так что их возникновение нельзя объяснить взаимовлиянием культур. Изображения лабиринтов, относящиеся к одному времени, были обнаружены в Северной Америке, Индии и на Суматре, а также на территории Европы.

У всех народов они ассоциировались с религиозными понятиями смерти и возрождения, поэтому и заняли основное место в ритуалах, призывающих весеннее плодородие на смену долгой зимней смерти солнца. Одни -ранние обитатели южной части Европы - вырезали изображения лабиринтов на камнях гробниц и монументов. Другие, например жители Скандинавии, строили настоящие лабиринты. Проходы таких лабиринтов обычно обкладывали дерном или валунами и использовали в ритуальных танцах во время весеннего солнцестояния.

Самый знаменитый лабиринт западного мира - это лабиринт царя Миноса на Крите, в котором некогда, согласно мифу, обитал Минотавр - получеловек-полубык. Афинский герой Тесей прошел через лабиринт и убил Минотавра. Раскопки Кносского дворца на Крите не обнаружили и намека на лабиринт. В то же время были получены явные свидетельства существования культа быка, эмблемой которого служил двуглавый топор, или lahrys, от названия которого, возможно, и произошло слово «лабиринт».Самый ранний из когда-либо сооружавшихся лабиринтов неизвестен. В V веке до н. э. древнегреческий историк Геродот писал об огромном здании в Файюмском оазисе в Египте, построенном в 1800 году до н. э., возможно, Аменемхетом III и известном как Лабиринт. Хотя это сооружение предназначалось для развлечений и состояло из 12 двориков и множества помещений, которые соединялись между собой извилистыми коридорами, не похоже, чтобы оно и в самом деле было задумано как лабиринт.

Одно из древнейших изображений лабиринта на севере Европы, относящееся примерно к 2500 году до н. э., представляет собой тройную спираль, высеченную на внутренней стене захоронения Нью-Грейндж в ирландском графстве Мит. С конца XII века лабиринты начали появляться в европейских церквах, на плитках церковного пола. Такие рисунки встречаются во многих кафедральных соборах средневековой Франции, в том числе в городах Байё, Амьен, Шартр и Сан. В христианских церквах напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью епитимьи, когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась «дорога в Иерусалим».Использовались лабиринты и в народных ритуалах, уходящих корнями в языческие обряды плодородия. В Англии выложенные из дерна лабиринты, например Юлианова беседка в Алкборо, использовались во время пасхальных и майских празднеств. Цепочка молодых мужчин и женщин сперва закручивалась к центру, а затем снова раскручивалась, такие танцы были популярны чуть ли не до середины XIX века.

Начиная с XVI века по Европе прокатилась волна увлечения садовыми лабиринтами. Стенами лабиринтов служили высокие живые изгороди. Сегодня крупнейший в мире лабиринт, впервые открытый в 1978 году, находится в Лонглит-Хаусе, графство Уилтшир.