Добро Пожаловать на форум!

Форум для всех

Объявление

Уважаемые друзья! Будьте исключительно взаимовежливы!Уважайте мнение других!Помните,что в споре рождается истина,а не вражда! Любая грубость,нецензурные выражения будут строго пресекатся! Уважайте русский язык!!!Спасибо за внимание!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум для всех » мифы и легенды » греческие Боги


греческие Боги

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Аид (Гадес, рим. - Плутон) - сын Кроноса и Реи, брат Зевса, властитель царства мертвых.
Глубоко под землей царит неумолимый мрачный брат Зевса Аид. Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Царство его - мир мертвых - также называют Аидом или Гадесом.
Мрачные реки текут в нем. Там протекает священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды реки Леты. Трехглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни.

Властитель этого царства Аид сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эриннии. У трона Аида сидят судьи царства умерших - Минос и Радаманф. Возле трона стоит бог смерти Танатос, с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Рядом с Танатосом - мрачные Керы. Здесь же, у трона Аида, и прекрасный юный бог сна Гипнос - брат-близнец Танатоса.

Царство Аида полно ужасов. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката.
Ужасно царство Аида и ненавистно оно людям.

0

2

Деметра (рим. - Церера) - дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса,мать Персефоны, богиня плодородия и земледелия.

Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в лесах, ни на лугах, ни на пашнях.Она обучила людей земледелию, по ее велению созревают хлеба. И если женщила хочет быть плодовитой, как сама Земля, она приносит жертвы великой Деметре.
В месяц посевов греки праздновали в честь Деметры Фесмофории.

Деметра и ее дети
Хотя жрицы богини плодородия Деметры посвящали жениха и невесту в тайны брачной ночи, у самой богини мужа не было. В пору молодости и веселья она вне брака родила от своего брата Зевса Персефону и могучего Иакха. Плутоса она родила от Иасиона, в которого влюбилась на свадьбе Кадма и Гармонии.

Иасион - сын Зевса и плеяды Электры, брат Дардана, возлюбленный Деметры.

Разгоряченные выпитым нектаром, лившимся на свадьбе рекой, влюбленные незаметно выскользнули из дома и предались любви на трижды вспаханном поле. Когда они вернулись, Зевс по их поведению и испачканным рукам и ногам догадался о том, что между ними было, и возмущенный тем, что Иасион осмелился прикоснуться к Деметре, испепелил его молнией.

Плутос - бог богатства и изобилия, сын Деметры и Иасиона.

От Иасиона Деметра родила сына Плутоса, который стал богом богатства. Он впервые ввел обычай заботиться о жизненных благах, а также собирать и хранить деньги, тогда как ранее к накоплению и тцательному сбережению множества денег все относились с пренебрежением.

Деметра и Триптолем
Веселость Деметры прошла, когда она потеряла единственную дочь - юную Персефону. В нее влюбился Аид - бог подземного царства и похитил ее. Девять дней и ночей без еды и питья искала Персефону Деметра, тщетно взывая к ней. На десятый день она, изменив обличье, явилась в Элевсин, где ее гостеприимно встретили царь Келей и его жена Метанира и предложили стать кормилицей их новорожденного сына Демофонта. Деметра сидела за столом, погруженная в свои скорбные мысли. За обедом прислуживала младшая дочь лесного бога Пана - Ямба. Она попыталась развеселить гостью и развлекала Деметру смешными непристойными стишками, за что богиня одарила ее впоследствии. Деметра решила отблагодарить Келея и Метаниру за гостеприимство, сделав Демофонта бессмертным. Для этого она ночью натирала его амброзией и клала в огонь, чтобы сжечь его смертную природу. Но в этот момент вошла Метанира, чары рассеялись, и Демофонт скончался. Запричитали его родители, стали оплакивать сына. Тогда Деметра открылась им и объявила, что одарит их сына Триптолема так, как ни одного смертного.

Триптолем - сын элевсинского царя Келея и Метаниры, любимец Деметры, обучивший людей искусству земледелия и научивший их сеять и выращивать пшеницу.

Случилось так, что Триптолем, пасший отцовский скот, узнал Деметру и сообщил ей, куда пропала Персефона. Два других пастуха видели, как Аид похитил юную богиню и скрылся под землей. Имея такое свидетельство, Деметра потребовала вернуть ей дочь. Но оказалось, что Аид похитил ее с тайного согласия Зевса. Деметру это возмутило настолько, что она продолжила свои странствия по земле, запрещая деревьям плодоносить, а травам расти. И так продолжалось до тех пор, пока племя людей не оказалось на грани вымирания. Зевс, не решаясь лично встретиться с Деметрой, послал к ней олимпийских богов с примирительными дарами. Было решено, что три месяца в году Персефона должна будет проводить со своим супругом в царстве мертвых, а остальное время может быть со своей матерью. После этого Деметра наконец согласилась вернуться домой.

Но прежде, чем покинуть Элевсин, она обучила Триптолема тайнам своего культа и мистерий. Юный Триптолем стал любимцем богини. Она дала ему посевное зерно, деревянную соху и колесницу, запряженную змеями, и послала его учитьлюдей во всем мире искусству земледелия. До этого никто из людей не знал пшеницу и не умел выращивать этот злак. Вместе с этим знанием люди обрели настоящее богатство.

Деметра и Эрисихтон
Деметра была очень добродушна, но сын Триопа Эрисихтон стал одним из немногих, с кем она обошлась сурово. Во главе двадцати сотоварищей Эрисихтон осмелился войти в рощу, посаженную пеласгами в честь Деметры в Дотии, и стал там валить священные деревья, чтобы возвести новое помещение для пиров. В образе жрицы рощи Нисиппы Деметра вежливо попросила Эрисихтона удалиться. И лишь когда вместо ответа он замахнулся на нее топором, богиня явила себя во всем величии и обрекла его на вечные муки голода, сколько бы он ни ел. Вернувшись к обеду домой, он стал жадно поглощать все, что ставили перед ним родители, и не мог остановиться. Но чем больше он ел, тем голоднее становился и все больше худел. Наконец, когда дома не осталось уже ни крошки, он стал уличным попрошайкой и ел даже отбросы.

0

3

Афина (Минерва, Паллада,Тритогенея, Эргана, Полиада, Промахос, Парфенос) - первая дочь Зевса и Метиды, богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел.

Рождение Афины
Самим Зевсом рождена была богиня Афина. Зевс-громовержец знал, что у его первой жены, богини мудрости Метиды, родится ребенок, необычайного ума и силы, превосходящий по мудрости своего отца. Мойры, богини судьбы открыли ему эту тайну. Испугался Зевс, что может свергнуть его родившееся дитя. Чтобы избежать грозной судьбы, он, усыпив Метиду, проглотил ее, уже носившую во чреве ребенка. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Гефест мощным ударом топора расколол череп Зевсу, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина Паллада.
В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленными очами богов-олимпийцев. Голубые глаза Афины горели мудростью, вся она сияла дивной мощной красотой. Славили боги рожденную из головы Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину Палладу. А проглоченная мать ее, Метида, будучи бессмертной, так и осталась жить в голове Зевса, давая советы и помогая править миром.

Афина покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и помогает во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. А девушки Греции особо чтут Афину за ее покровительство в рукоделии.
Родившись из головы Зевса, Афина была мудрее всех других богов и богинь. Зная это, Зевс сажал Афину рядом и советовался с ней, прежде чем что-либо предпринять.
И люди, желая улучшить свою жизнь, обращались к Афине за помощью и советом. Она научила дев вытягивать из шерсти нити, сплетать их в плотную ткань и украшать ее узорами. Одним юношам она показала, как очищать шкуры, как смягчать грубую кожу в котлах и изготавливать из нее мягкую и удобную обувь, другим дала в руки острые топоры, обучив их лотничать и вырезать мебель, третьим вручила узду для усмирения диких коней, которые стали служить людям. Она водила руками ваятелей и художников, украсивших жизнь и сохранивших все достойное памяти. И все они, ткачихи, скорняки, сапожники, плотники, художники и многие другие, кто стал создавать все нужное для людей и кормиться от рук своих, славили Афину, называя ее Работницей.
Особым покровительством Афины пользовался главный город Аттики, получивший ее имя. Афиняне считали, что они обязаны Афине своим благосостоянием, ибо она дала им масличное дерево.

0

4

Афродита (Понтия, Лимения, Анадиомена, Киприда; рим. - Венера) - первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Богиня родилась из морской пены и капель крови оскопленного Урана. Ее символы - мирт, роза, мак и яблоко.

Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этому она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с мягкой волной золотых волос Афродита - олицетворение красоты и вечной юности. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты и грации прислуживают ей.
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий ветер принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из воды богиню любви и отвели ее на Олимп.
С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.
Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так было со счастливым художником Пигмалионом.
Но кто не чтит златую Афродиту, того немилосердно карает богиня любви.

Спутники Афродиты

Прекрасная Афродита царит над миром. У нее, как и у Зевса-громовержца, есть посланник: через него выполняет она свою волю. Это сын Афродиты Эрот, веселый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик.

Эрот (рим. - Амур, Купидон) - сын Афродиты и Ареса, бога войны.

Эрот носится на золотых крыльях над землями и морями, вооруженный луком и золотыми и свинцовыми стрелами. Золотые - зарождающие любовь, свинцовые - ее убивающие. Стрелы Эрота несут с собой радость и счастье, но также несут они страдания, муки любви и даже гибель.
Есть еще один помощник и спутник у Афродиты - это юный бог брака Гименей.

Гименей - бог брака, сын Афродиты и Диониса, бога виноделия.

Он летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадьбы Гименея, моля его благословить брак молодых и послать им радостную жизнь.

0

5

Аполлон (Феб - "сияющий"; Мусагет) - сын Зевса и Латоны (Лето), бог света, стреловержец, покровитель предсказаний, искусств, музыки и поэзии, предводитель муз. Аполлону посвящались лавр и пальма; священные животные - волк, дельфин, ястреб, мышь, ящерица; атрибуты - лира, лук или кифара, эгида.

Рождение Аполлона
Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая богиней Герой нигде не могла найти приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и, наконец, укрылась на острове, носившемся в те времена по волнам бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том самом месте, где стоит и до сих пор.
Самыми любимыми вещами Аполлона были лук и стрелы, а также дивный музыкальный инструмент кифара, подаренная ему юным Гермесом.

Сребролукий бог
В облике юного бога такая завораживающая красота, что никто не мог отвести от него глаз. Но было в ней что-то вызывающее тревогу и внушающее страх. Прекрасный, как белый лебедь, Аполлон мог быть жестоким и губительным, как волк. Поэтому его также называли "Волчьим" и приносили ему в жертву тех животных, которых предпочитают эти четвероногие губители стад. В одном из храмов сына Латоны стояло отлитое из меди изображение Аполлона в виде волка. И вместе с тем он мыслился как пастух с ягненком на плечах.
Как лучезарный бог, Аполлон пронизывает своим взглядом мрак, освещает прошлое и будущее. И в этом своем значении он прорицатель, пророк. Ему посвящены оракулы, где вдохновленные им жрицы дают богомольцам советы, отвечая на их вопросы.

Еще юношей отправился Аполлон в поход против Пифона, посланного злобной Герой. Стрелы юного бога не знают промаха. И как ни был силен Пифон, Аполлон победил его, а на месте сражения основал оракул, назвав его Дельфами. Первыми его жрецами стали критские моряки, проплывавшие мимо, которых Аполлон привел в свое святилище.

Как у всех богов, были у Аполлона любимые народы, среди них, прежде всего обитатели той северной страны, откуда прилетели лебеди приветствовать его рождение, - гипербореи. В страну гипербореев нет доступа ни сушей, ни морем, и никто не мешает Аполлону уединяться среди людей, живущих за северным ветром, и радоваться их веселью и благочестивым молитвам. Их земля необычайно плодородна, реки несут золотой песок. Они живут, не зная ни болезней, ни губительной старости, ни иных несчастий, которые принесла людям Пандора, и умирают без страданий, достигнув тысячелетия.

Разумеется, не только среди гипербореев легко и свободно чувствовал себя Аполлон. И в других землях находил он любимцев среди смертных, с которыми охотно проводил время, играя на лире или состязаясь в ловкости и силе. Особенно дороги были богу прекрасные юноши Гиацинт и Кипарис. И оба они стали для него источником горя. Первого он по оплошности убил, соревнуясь в метании диска, и чтобы сохранить память о Гиацинте, Аполлон превратил его в нежнейший цветок. Кипарис же, случайно поразивший насмерть своего любимого ручного оленя, испытывал такую смертную тоску и так молил отнять у него ставшую ненавистной жизнь, что Аполлон, сжалившись, превратил его в это стройное мрачное дерево, которое с тех пор греки стали сажать на кладбищах.
Неравнодушен был Аполлон, как и его отец Зевс, к смертным девам и нимфам, и они обычно с радостью отвечали на его любовь, увеличивая на земле число героев. Среди возлюбленных Аполлона была нимфа Кирена, родившая от него в Ливии, куда он ее переселил, полубога Аристея, охранителя посевов от засухи и града, покровителя пастухов, зачинателя пчеловодства, виноградарства, оливководства.
В отличие от Зевса, приходилось вечно юному богу знать и поражения. Так, отвергла его любовь дочь троянского царя Кассандра, но особенные страдания принесла ему Дафна, дочь речного бога Пенея.

Аполлон и Дафна

Когда Аполлон, гордый победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищным Пифоном, к нему подлетел Эрот со своим крошечным луком. Усмехнулся Аполлон и велел малышу пойти поиграть в другом месте. Обиженный Эрот ответил, что его стрелы тоже бьют без промаха и причиняют гораздо больше боли, чем любые другие. Взмахнул он золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы. Одной, золотой, ранящей сердце и вызывающей любовь, пронзил он сердце Аполлона. Другую, свинцовую, убивающую любовь, Эрот пустил в сердце нимфы Дафны.

Дафна ("лавр") - нимфа, дочь фессалийского речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным Аполлоном, взмолилась о помощи к отцу и была превращена в лавр - священное дерево Аполлона.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого бога, как бросилась бежать: ведь стрела Эрота и на этот раз попала в цель. Поспешил за нею сребролукий Аполлон. Умоляет он деву остановится, ведь он не желает ей зла. Но не слушает его нимфа, видит она в нем только его волчью сущность. Как на крыльях мчался за ней Аполлон. Все ближе он. Взмолилась тогда Дафна к отцу своему спасти ее от ненавистной любви. И в тот же миг превратилась в лавровое дерево. Стала Дафна лавром ("дафне" - лавр), и с тех пор это дерево посвящено Аполлону. Украсил он голову венком, сплетенным из лавровых ветвей. И такие же венки стали получать победители в состязаниях в честь Аполлона.

Как бог музыки и поэзии Аполлон считался владыкой Парнаса, где он ведал играми муз. Его оракулы имели стихотворную форму. Он считался вдохновителем поэтов, так же как Дионис. Но вдохновение, посылаемое Аполлоном, было иным, чем у Диониса. В нем дышали гармония и разум, а не неистовство хмеля.

0

6

Эос (Аврора) - богиня утренней Зари, дочь титана Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса.

Сестра Гелиоса, розоперстая Эос, прешествует его появлению на горизонте. Каждое утро она омывает землю росой и распахивает свои розовые крылья. Как всякая женщина, Эос подвластна силе Эроса. Увидев со своей небесной высоты Титона, сына троянского царя, она его полюбила и унесла в свой терем на краю неба и земли. Желая делить с Титоном счастье вечно, Эос упросила Зевса даровать ему бессмертие, но по рассеяности, свойственной всем влюбленным, позабыла попросить о вечной молодости.

Титон - сын троянского царя Приама, возлюбленный Эос.

Шло время, и увядала красота Титона. На его лбу Хронос (Время) словно резцом прорезал глубокие морщины. Сморщились когда-то прекрасные щеки. Звонкий голос стал хриплым и дребезжащим. Не могла больше любить Титона Эос. Она сохраняла к нему лишь жалость. Поэтому она не сбросила его на землю, как поступила бы иная жестокая богиня, а держала в своем тереме за занавеской, стараясь видеть как можно реже, чтобы не страдать от горьких воспоминаний.
Однажды терем посетили боги, и, услышав из-за занавески хриплое старческое дыхание, устыдился Зевс, что выпрошенный Эос дар стал источником страданий и для нее самой, и для несчастного Титона. Отнял он у старца человеческий облик и превратил его в сверчка. С тех пор живет сверчок в старых домах и напевает свою унылую дребезжащую песенку.

Мемнон
Мемнон - сын Титона и богини Зари Эос. Царь Эфиопии.

От Титона родила Эос двух прекрасных сыновей-близнецов и дала им египетские имена Мемнон и Эмафион. Мемнон, как старший, стал царем солнцелюбивых эфиопов. Во время Троянской войны услышав, что троянцы терпят поражения, и что им не смогли помочь пришедшие с севера амазонки, решил оказать поддержку своему дяде Приаму. Под стенами Трои Мемнон убил многих недругов троянцев, но и сам пал от руки могучего Ахилла. За поединком героев, затаив дыхание, следили не только смертные, но и божественные матери сражающихся. Эос сделала все, чтобы ее Мемнон остался жив. Она дала ему два ветра, которые могли бы его унести в случае смертельной опасности. Но золотое копье Ахилла не дало промаха.
Обратилась Эос с мольбой к отцу богов, чтобы тот разрешил похоронить сына на его родине. Смилостивился Зевс, и ветры унесли тело Мемнона в Эфиопию, где мать устроила ему пышные похороны.
Неутешная Эос и поныне в час своего появления на небе продолжает проливать свои слезы-росинки, не в силах забыть о своем любимом сыне.

0

7

Фемида (рим. - Юстиция) - Богиня правосудия, дочь Урана и Геи, титанида, вторая законная супруга Зевса, мать мойр и ор.

Зевс вершил правосудие только в присутствие Дике и Фемиды. Фемида объявляла его решения, давала мудрые советы. Стояла она всегда по правую руку олимпийского владыки.
От него она родила трех мойр - богинь судьбы. Их имена - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначает жребий ещё до рождения человека, Клото прядёт нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее.
Также дочерьми от Зевса и постоянными спутницами Фемиды являются три Оры: Эвномия («благозаконие»), Дике («справедливость») и Эйрена («мир»).

Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках (иногда - с рогом изобилия). Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Мудрая Фемида обладала даром пророчества, она была второй после Геи покровительницей Дельфийского оракула, который впоследствии передала Аполлону. Фемида предостерегла Зевса от брака с Фетидой, так как ее сын будет сильнее своего отца. Именно Фемида дала совет Девкалиону и Пирре, как возродить род человеческий после насланного громовержцем всемирного потопа. Она же предупредила Атланта, что однажды сын Зевса похитит золотые яблоки у его дочерей гесперид.

Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделенным на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времен года были Талло и Карпо, что соответственно означает божества "цветения" и "зрелого плода".

0

8

Арес (рим. Марс) - бог жестокой и безжалостной войны, сын Геры и Зевса. Атрибуты бога - копье, горящий факел, собака, коршун.

Арес ненавидел Эйрену, богиню мира, и был неразлучен с Эридой, злостной богиней раздора, в ярости отвергая ту другую Эриду, чтимую людьми, которая заставляла их состязаться не в битвах, а в мирном труде. Также его спутницей была одна из граий - Энио. Боги и люди боялись и презирали этого жестокого и неистового бога брани.
Богам нравилось тешить взгляд, наблюдая за сражениями смертных. Иногда они спускались на землю, чтобы помочь своим любимцам. Для Ареса же война была смыслом существования, и он никогда не задумывался над тем, справедлива она или нет. Обезумев при виде крови, Арес убивал всех без разбора, правых и виноватых.
Иногда Арес, смешавшись на поле боя со сражающимися, издавал вопль, подобный крику десяти тысяч мужей. Слыша это, воины приходили в неистовство и убивали всех, кто попадался им на пути. Услышавшие вопль Ареса сражающиеся переставали быть воинами, становились убийцами.
Неудивительно, что смертные считали Ареса виновником всех своих бед, и им пришла в голову мысль, что от них не избавиться, пока не будет усмирен Арес. Но как справиться с могущественным да к тому же еще невидимым богом? Людям это было не под силу, и они обратились к двум великанам - Алоадам. Те не без труда схватили Ареса, скрутили его и бросили в темницу. Триннадцать месяцев пробыл Арес в плену, - и это число оказалось самым счастливым, ибо за эти месяцы люди постигли в своих мирных трудах больше, чем за семь самых счастливых лет. Виной новых несчастий людей опять оказалась женщина, на этот раз не вылепленная богами кукла (Пандора), а мачеха великанов. Она выдала место заточения Ареса, и Гермес вызволил бога войны.

На Олимпе Арес стал тайным соперником трудолюбивого Гефеста, любовником его законной жены Афродиты. От него Афродита родила двух сыновей подстать отцу: Фобоса (Страх) и Деймоса (Ужас), вечных спутников войн.
От связей со смертными женщинами у Ареса родились герои, в характере которых проявились черты дикости и необузданности отца - Эномай, Флегий и др.
Более всех ненавидела Ареса Афина, богиня честной и справедливой войны. Однажды она искусно направила против него копье героя Диомеда, которое отыскало незащищенное броней место и пробило Аресу живот. С диким воем покинул Арес поле боя и прилетел на Олимп с жалобой на Афину. Но Зевс даже не захотел выслушать его слова, заявив, что он наказан по справедливости и заслуживает того, чтобы находиться не на Олимпе, а в Тартаре.

0

9

Артемида (Орфия, Браврония, Тавропола, Кинфия; рим. - Диана) - дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона. Артемида - девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах (позднее также богиня Луны). Символы богини - лань и медведица.

Рождение богини
Беременная Латона, гонимая богиней Герой, нигде не могла найти приюта. Преследуемая драконом Пифоном, она скиталась по всему свету, и наконец укрылась на острове Делос. Первой на свет появилась Артемида и помогла матери родить Аполлона. Поэтому она считалась покровительницей деторождения и беременных женщин. Артемиде было принято приносить искупительные жертвы при вступлении в брак. Адмету, который забыл об этом обряде она подложила на брачное ложе змею.

Вечно юная охотница
Артемида заботится обо всем, что живет на земле, растет в лесу и в поле. Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами весело охотится Артемида со своими спутницами - нимфами. Любит отдыхать Артемида в прохладных гротах вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушит ее покой или усомнится в ее могуществе.

Существует, например, легенда о некоем охотнике, жившем в Поседонии и прославившемся своими звероловными подвигами. Он имел обыкновение посвящать головы и конечности добытых им зверей Артемиде, вешая их на деревьях. Но однажды, убив вепря необычайной величины, он пренебрег богиней, заявив, что посвящает голову зверя самому себе и в соответствии с этими словами, повесил ее на дереве, а сам лег вздремнуть в полдень, поскольку в ту пору стояла сильная жара. Пока он спал, узел сам по себе развязался, голова упала на спящего и убила его. Так богиня-охотница отомстила заносчивому человеку. Об Артемиде сложено много мифов о наказании нечестивцев. Так погиб и юный Актеон.

0

10

Асклепий (Эскулап) - бог врачевания, сын Аполлона и Корониды, дочери Флегия. (Прототипом Асклепия был реальный человек). Священные животные бога - змея и петух, часто рядом с Асклепием изображали юного даймона выздоровления Телесфора.

Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Его привел сам Аполлон, родитель Асклепия, вырезавший младенца из чрева его матери-нимфы. Сначала Хирон поручил наблюдение за воспитанником своей собаке, ставшей для Асклепия кормилицей и нянькой. Когда же младенец подрос настолько, что мог понимать человеческую речь, взялся за его воспитание сам. Посадив Асклепия на спину, он возил его по горным склонам. Немало времени провели они в Пелефренской долине, прославленной целебными растениями. Там кентавр взрывал острым копытом землю и, освободив растение, обхяснял млышу, какими свойствами обладают его плоды, листья и корень. Названия трав и цветов, поначалу чуждые его духу, наполнялись смыслом, Асклепий приобретал знания, которые давал ему его учитель. Он узнал, что яд змеи может приносить не только смерть, но и исцеление. Так змея стала спутницей Асклепия, и много веков спустя люди изображали отца медицины с выкормившей его собакой и со змеей.
С помощью Хирона Асклепий стал великим целителем людских страданий. Супруга его - Эпиона - родила ему сыновей Махаона и Подалирия и дочерей Гигиею и Панацею (Панакию). Асклепий научился изгонять жгучую боль и отпугивать недуги, выпущенные из ларца неразумной Пандорой. Но не смог Хирон вложить в душу ученика присущего ему самому бескорыстия. Асклепий как-то прельстился золотом и вернул к жизни умершего. Зевса возмутило не лихоимство целителя - это зло он стерпел, но им овладел страх, что Асклепий даст людям бессмертие и сделает их равными богам. Он метнул с неба молнию и испепелил Асклепия.
Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

0

11

Геката - дочь Астерии и Перса, не относящаяся к олимпийцам богиня колдовства и сверхъестественных сил.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чародейства. Она получила от Зевса власть над судьбами земли и моря, Уран одарил ее великой силой. После победы олимпийцев над титанами Геката сумела сохранить сове влияние, хотя обитатели Олимпа и считали ее присутствие нежалетльным. Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал ее права исполнять или не исполнять самые сокровенные желания смертных. Именно Гекату призвала на помощь Деметра, заставляя всевидящего Гелиоса признаться, что Персефону похитил Аид.
Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению лошадей, общественным занятиям людей (в суде, народном собрании, войне), охраняла детей и юношество. Мрачная богиня ночного колдовства, Геката наводила ужас, бродя в темноте в местах погребений и появляясь на перекрестках с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. К ней обращались за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она выводила призраки умерших, помогала покинутым возлюбленным. Орфей был основателем мистерий Гекаты в Эгине, именно она подсказала ему, как вернуть Эвридику, когда Орфей воззвал к богине.

В Древней Греции число "3" было неразрывно связано с богиней Гекатой. Она обладала тремя обличьями (или даже тремя телами) - кобылы, собаки и льва - и имела три головы, чтобы видеть во всех направлениях. Геката правила триадой человеческого существования - рождением, жизнью и смертью - и тремя стихиями - землей, воздухом и огнем.

Три кнута власти, которыми она управляла человечеством, временем и пространством, делали ее незаменимым союзником волшебников, которые стремились найти средства изменения кажущегося неизменным физического мира. Те, кто был достаточно смел, чтобы произносить в своих заклинаниях ее имя, получали в награду часть ее жуткого сверхъестественного могущества.

Ее власть распространялась на состоящую из трех частей временную сферу - прошлое, настоящее и будущее. Богиня черпала свою колдовскую силу от луны, обладающей тремя фазами - новой, полной и старой. Как и Артемиду, ее повсюду сопровождала свора собак, но охота Гекаты - это ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Гекате приносили в жертву еду и собак, ее атрибутами были факел, бич и змеи.

0

12

Гелиос - бог солнца (или само солнце), сын Гипериона и Тейи (Фейи).

Гелиос принадлежал поколению титанов, был сыном титана Гипериона и титаниды Тейи, братом Эос (Зари) и Силены (Луны).
Каждое утро он появлялся на солнечной колеснице, запряженной четверкой белых, крылатых и извергающих огонь коней (их имена - Свет, Блеск, Гром и Молния) опускался в Океан на западе, чтобы пересесть в огромную круглую барку.
Имелись две солнечные страны Эйи, куда были поселены дети Гелиоса: на востоке царь страны Эйи Ээт, на западе - волшебница Кирка (Цирцея). (Впоследствии восточная Эйя была отождествлена с Колхидой) Нельзя было попасть в эти страны ни морем, ни воздухом, так как плавающие ворота, которые в них вели, захлопывались, раздавливая любой корабль и морское животное, и даже птицу, если, конечно, это не орел Зевса.
На земле Гелиосу принадлежали стада (семь стад коров и столько же овец), которые под присмотром двух нимф - Фаэтисы (Фаэтусы) и Лампетии (Сияющей и Блистящей) паслись на острове Тринакия, который был впоследствии отождествлен с Сицилией.
От дочери Океана Персеиды Гелиос имел волшебницу Кирку, Ээта, Пасифаю (жену царя Крита Миноса) и Перса. От нимфы Роды у Гелиоса было семь дочерей Гелиад. Климена, сестра Персеиды, родила Гелиосу также семь дочерей и сына Фаэтона. Именно он нарушил установленный богами порядок.

0

13

Гера (Гамелия, Аргея; рим. Юнона) - дочь Кроноса и Реи, сестра и законная жена Зевса, покровительница браков, супружеской любви и родов. Гере посвящены гранат (символ брака), кукушка, павлин и ворон.

Гера, дочь Кроноса и Реи, родилась на острове Самос (вариант - Аргосе, отсюда прозвище "Аргея") и сразу после рождения была проглочена своим отцом.
После свержения Кроноса ее брат Зевс стал домогаться ее любви. Гера сжалилась над Зевсом только тогда, когда тот принял вид пестрой кукушки, которую Гера нежно прижала к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею. (С того момента кукушка стала священной птицей богини, а гору Форнакс в Арголиде, где это произошло, стали называть Кукушкиной горой)
Так как мать Зевса Рея, предвидя беды, которые могут возникнуть из-за его похотливости, запретила сыну жениться, связь его с Герой триста лет оставалась тайной, пока Громовержец официально не объявил Геру своей законной супругой и царицей богов. Гера искупалась в ручье Кана около Аргоса и таким образом вернула себе девственность к свадьбе.

На бракосочетание Зевса и Геры все боги прислали свои дары. Мать-Земля Гея подарила Гере дерево с золотыми яблоками, которое позднее охраняли геспериды в саду Геры на горе Атлас. У Геры и Зевса родились дети - боги Арес-Эниалий, жестокий бог войны, Гефест-Трудяга, бог кузнечного искусства и вечно юная Геба.

Богиня Гера покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. При желании Златообутая может одарить любого даром предвидения. Велика власть Геры - царицы богов. Все живое склоняется перед ней, великой богиней.
Гера царит на высоком Олимпе, является помощницей и советчицей своему супругу. Но нередки ссоры между Зевсом и Герой. Гера ревнива, и коварно преследует своих соперниц. Она питает ненависть к героям - детям мужа от смертных женщин.
Гера хорошо знала, что, нанеси она мужу слишком серьезную обиду, его молния не минует и ее. Поэтому Гера предпочитала злые интриги в связи, например, с появлением на свет Геракла, а порой заимствовала у Афродиты пояс, сотканный из вожделения, чтобы разжечь в муже страсть и тем самым ослабить его волю.

Однако настал день, когда высокомерие и капризность Зевса стали настолько несносны, что Гера, Посейдон, Аполлон и другие олимпийцы, кроме Гестии, внезапно окружили его, спящего, и "оковали" сыромятными ремнями сотней узлов так, что он не мог пошевелиться. Он грозил им немедленной смертью, однако в ответ боги, которые предусмотрительно припрятали подальше его молнию, только оскорбительно смеялись. Когда они уже праздновали победу и рьяно обсуждали, кому стать преемником Зевса, нареида Тефида, предвидя междоусобицу на Олимпе, бросилась на поиски сторукого Бриарея, который, действуя всеми руками сразу, быстро развязал ремни и освободил Громовержца. Поскольку во главе заговора стояла Гера, Зевс с помощью золотых браслетов подвесил ее за запястья к небу, а к ногам привязал наковальни. Хотя все боги были до глубины души возмущены таким поступком Зевса, никто из них не осмелился прийти на помощь Гере, несмотря на ее жалобные вопли. В конце концов Зевс пообещал освободить ее, если все боги дадут клятву больше не восставать против него. С большой неохотой каждый из богов поклялся водами подземной рекой Стикс.
Зевс наказал Посейдона и Аполлона, отослав их рабами к царю Лаомедонту, для которого они построили город Трою. Остальные боги были помилованы как действовавшие по принуждению.
Гера же снискала себе полное прощение супруга и даже получила подарок в знак примирения - золотые сандалии необыкновенной красоты, достойные лишь царицы богов. С тех пор Гера получила прозвище Златообутой.

0

14

Гермес (рим. - Меркурий) - сын Зевса и нимфы гор Майи, дочери Атланта. Покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства. Кроме того, он покровительствовал юношам в их гимнастических упражнениях, обязательных в греческом воспитании.

В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи-Плеяды бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес охраняет пути, и в Древней Греции у дорог, на перекрестках, у входов в дома стояли посвященные ему гермы (каменные столбы, на верху которых высекали голову Гермеса).
Он покровительствует путникам при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь - в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес - покровитель путей и путников и бог торговли. Он дает в торговле доход и посылает людям богатство. Гермес изобрел меры, числа, азбуку и обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, а вместе с тем изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, а у Ареса - меч.
Гермес похищает коров Аполлона
Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада в долине Пиэрии, в Македонии.
Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и пробрался к выходу из грота. У самого грота он увидел черепаху, поймал ее и из панциря и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он встретил старика, работавшего в своем винограднике.
- Возьми себе одну из этих коров, - сказал ему Гермес, - только никому не рассказывай, что я прогнал здесь коров.
Старик, обрадованный щедрым подарком, дал ему слово молчать. Гермес пошел дальше. Но он отошел недалеко и решил узнать, сдержит ли старик данное слово. Спрятав коров в лесу и изменив свой вид, вернулся Гермес назад и спросил старика, не прогонял ли тут мальчик коров, пообещав ему за ответ корову и быка. Пожадничал старик, и показал, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился Гермес на старика и превратил его в скалу.
После этого вернулся Гермес за коровами и быстро погнал их дальше. Наконец пригнал он их в Пилос. Двух коров принес Гермес в жертву богам, потом уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее.
Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки.
А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать. Он нигде не мог их найти. Наконец вещая птица привела его в Пилос. В пещеру, где были спрятаны коровы, он не вошел: ведь следы вели не в пещеру, а из нее.
Наконец, после долгих бесплодных поисков, пришел он к гроту Майи. Аполлон вошел в грот и увидел, что Гермес с невинным лицом лежит в своей колыбели. Он начал упрекать Гермеса за кражу коров, но тот от всего отрекался. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него коров и не знает, где они. Как ни сердился Аполлон, он ничего не мог добиться.
Наконец, Аполлон вытащил из колыбели Гермеса и заставил его идти к Зевсу, чтобы тот решил их спор. Пришли оба бога на Олимп. Как ни изворачивался Гермес, как ни хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров.
С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им из щита черепахи лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камни и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру коров - так пленили его звуки лиры. А Гермес изобрел себе свирель, любимый музыкальный инструмент пастухов Греции.

Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету прекрасный сын Майи и Зевса Гермес, уже в раннем детстве доказавший свою хитрость и ловкость, служил также олицетворением юношеской силы. Всюду в палестрах стояли его статуи. Он бог молодых атлетов. Его призывали они пред борьбой и состязаниями в быстром беге. Кто только ни чтил Гермеса в Древней Греции: и путник, и оратор, и купец, и атлет, и даже воры.

0

15

Гефест (рим. - Вулкан) - сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, муж богини любви Афродиты.

Родился Гефест слабым и уродливым младенцем. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.
К счастью, ребенок упал в воды безбрежного моря, где неподалеку резвились морские богини. Сжалились над ним океаниды - Эвринома, дочь великого Океана и Фетида, дочь вещего старца Нерея. Они подхватили упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там в лазурном гроте воспитали они Гефеста.
Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками и широкой грудью. Каким он был дивным мастером в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.
Долго таил Гефест в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что сбросила она его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты, и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена Зевса, увидев чудесный трон. Но - о ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и царица богов оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно: никто из них, даже Зевс, не смог освободить царицу. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою мать.
Тотчас послали они Гермеса за богом-кузнецом. В мгновение ока пронесся Гермес над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста освободить Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать.
На помощь Гермесу явился Дионис, бог виноделия. Ничего не просил у Гефеста Дионис, а напротив, предложил кузнецу чашу вина. Разгоряченный жаром, Гефест всегда испытывал жажду и пил целыми пифосами. Вино ему особенно понравилось, и он попросил еще. Вскоре охмелел Гефест настолько, что теперь можно было делать с ним все - везти куда угодно.
На Олимпе Гефеста подвели к трону, и умелец в одно мгновение освободил Геру. Отплатив за обиду, он больше не таил на мать зла. Да и Гера поняла, как плохо она обошлась с сыном, и, чтобы искупить свою вину, упросила Зевса отдать в жены Гефесту красавицу Афродиту.
Гефест стал часто бывать на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе воздвиг дворец из золота, серебра и бронзы. Построил он его на Лемносе, где прошло его детство.
В этом же дворце находится и кузница Гефеста, где он проводит и большую часть времени. Посредине кузницы стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи: их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста.
Какие дивные произведения создает Гефест! Несокрушимое оружие (например, доспехи и вооружение Афины), восхитительные украшения богинь из золота и серебра, чаши и кубки, из которых боги пьют нектар, и множество других прекрасных вещей - все это работа мастера-Гефеста.
Гефест, Афродита и Арес
Всегда занятый любимым трудом, Гефест мало бывал дома, и Афродита в его отсутствие предавалась любви с Аресом. Узнав об этом от всевидящего Гелиоса, Гефест решил по-свойски наказать неверную. Он смастерил волшебную невидимую сеть и приладил ее к ложу. Как только Афродита и Арес занялись любовью, они оказались в ловушке. И тут появился Гефест и при виде барахтающихся в сети любовников начал хохотать. Раскаты его хохота были слышны на земле, и смертные моги принять их за гром. Сбежались боги.
- Смотри, Зевс! - гаркнул Гефест. - Вот как я наказываю за неверность!
Богини захихикали, показывая пальцами на пойманных. Но Зевс грозно нахмурил брови. "Конечно же, Афродита и Арес заслуживают осуждения, но кто дал этому чумазому право быть судьей?"
Пришлось Гефесту распустить сеть. Афродита скрылась от позора на своем острове Кипре. Арес утешился тем, что разжег еще одну кровопролитную бойню. Гефест же вернулся к своим мехам, молоту и наковальне.

0

16

Дионис (рим. - Вакх, Бахус) - сын Зевса и смертной женщины Семелы, бог растительности, вина и виноделия. Празднества в честь Диониса послужили началом театральных представлений.

Рождение и воспитание Диониса
Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. В подтверждение своей любви он обещал ей исполнить любую ее просьбу. Но возненавидела Семелу богиня Гера и задумала ее погубить. Она, обернувшись старухой, явилась к Семеле и уговорила ее просить Зевса предстать перед ней во всем своем могуществе и великолепии. Когда Семела сказала об этом Зевсу, тот пришел в ужас и пытался отговорить ее от этой идеи: ведь величие божественного облика громовержца убьет смертную. Но Зевс не мог отказать Семеле, так как поклялся исполнить ее просьбу на водах священной реки Стикс. Громовержец явился ей во всем величии и во всем блеске своей славы. Не выдержала Семела, пламя молний олимпийца спалило ее. И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, не способный жить ребенок. Но разве мог погибнуть сын Зевса? Он взял спасенного сына, а так как он был еще мал и слаб, зашил его к себе в бедро. В теле Зевса Дионис окреп и родился второй раз из его бедра.
Тогда Зевс призвал Гермеса и велел ему отнести маленького Диониса к сестре Семелы Ино и ее мужу Афаманту, царю Орхомена (город в Беотии) - они должны были воспитывать его.
Но и здесь Гера продолжала преследовать незаконнорожденного сына Зевса. Наслала она на Афаманта безумие. В припадке убил он своего сына Леарха. Едва успела бегством спастись от смерти Ино с другим сыном, Меликертом, найдя спасение в морской пучине. Диониса же спас от безумного Афаманта Гермес. Он перенес его в Ниссейскую долину и отдал на воспитание нимфам Гиадам.
Дионис вырос прекрасным, могучим богом, дающим людям силы и радость, дающим плодородие.

Дионис и его свита
С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда, в его руках тирс, украшенный плющом. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами. За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя Диониса. Он сильно охмелел, едва сидит на осле, опершись на лежащий около него мех с вином. Венок из плюща сполз на бок на его лысой голове. Покачиваясь, едет он, добродушно улыбаясь. Под звуки флейт, свирелей и тимпанов шумное шествие весело движется в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам. Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино.

0

17

Зевс (Зевс-Кронид, рим. - Юпитер) - сын Кроноса и Реи. Самый могущественный из олимпийцев, повелитель всех богов.

Рождение Зевса
Кронос боялся, что его дети восстанут против него, и потому повелел Рее приносить sему рождавшихся детей и проглатывал их. Но Рея спрятала последнего ребенка в на острове Крит, в глубокой пещере, а Кроносу отдала камень, завернутый в пеленки.
За Зевсом ухаживали нимфы Адрастея и  Идея.   Они вскормили его молоком божественной козы Амальтеи. Всякий раз, когда младенец Зевс плакал, юные куреты, охранявшие вход в пещеру, ударяли в щиты мечами, чтобы Кронос не услышал его плача.

Свержение Кроноса. Борьба олимпийцев с титанами
Однажды Кроносу было предсказано, что ему суждено быть побежденным собственным сыном. Однако, насколько ему было известно, он проглотил всех. Рассерженный, он попросил Метиду принести ему вина. Метида же была любовницей уже взрослого Зевса, и, благодаря его вмешательству, напиток оказался отравленным. С приступом рвоты чрево Кроноса извергло всех ранее проглоченных детей. Вместе с Зевсом укрепившись на Олимпе, они начали борьбу со своим отцом. Битва олимпийцев с титанами длилась 10 лет, но победа не склонялась ни на одну сторону. Тогда Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких, которые, проведя в заточении всю свою жизнь, поклялись в верности олимпийцу. Циклопы выковали для Зевса молнии, которые метал он в своих врагов.
Наконец, титаны были повержены, скованы цепями и низвергнуты в Мрачную Бездну. Но эта победа не стала окончательной. Только после расправы с Тифоном Зевс мог считать себя полноправным владыкой. Но он решил разрушить традицию воевать со своими соперниками-родственниками. Боги разделили мир на три царства и кинули жребий. Посейдону досталось право владеть морем, Аид стал во главе загробного мира, а Зевс правил воздухом и всеми, кто его вдыхает.
Взяв в законные жены свою сестру Геру, Зевс стал править миром.

0

18

Орест - сын Агамемнона, царя Микен и Клитемнестры.

Агамемнон и Клитемнестра
Во времена Троянской войны царь Агамемнон принес в жертву богам свою дочь Ифигению, дабы вымолить у них попутного ветра. После окончания войны, когда Агамемнон триумфатором вернулся домой, Клитемнестра убила мужа, выхдящего из бассейна, секирой. А затем правила Микенами сама, с помощью своего любовника, красивого, но жадного и бесчестного Эгисфа, ради которого она и совершила это убийство.Но не было покоя Клитемнестре: она знала, что ее сын Орест, спасенный своей няней и воспитанный царем Фокиды Строфием, непременно вернется и отмстит.

Ифигения - дочь Агамемнона, принесенная им в жертву богине Артемиде, чтобы обеспечить грекам благополучное отплытие к Трое. Однако богиня заменила Ифигению на жертвеннике ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, где сделала своей жрицей.

Возвращение Ореста
Орест вырос могучим воином, доблестным и отважным; он знал, какая судьба ему уготована, но ничего не предпринимал до тех пор, пока Аполлон не не известил его, что боги требуют смерти Клитемнестры. Безумием пригрозил ему Аполлон, если не исполнит но его веления.
И вот настал день, когда Орест вернулся в Микены.
Тайно он встретился со своей сестрой Электрой, которая помогла ему попасть во дворец. Она пришла к матери и сказала, что у ворот стоят люди, посланные царем Фокиды Строфием. Умер Орест, и Строфий не знает, как поступить с его телом. Обрадованный Эгисф поспешил к ним, забыв про охрану. Мечом поразилего Орест, а затем нашел мать, показал ей тело любовника, после чего убил и ее. Отец был отмщен. Но не было покоя Оресту. Безжалостные богини мести - Эриннии - всю жизнь преследовали его, насылая адские видения.
Эриннии (Эвмениды, рим. - Фурии) - три богини мщения, дочери Никты и Эреба.

Орест и Эриннии
Гонимый Эринниями, пришел наконец Орест в священные Дельфы. Даже в храм Аполлона последовали за ним ужасные богини, но там усыпил их бог- стреловержец. Аполлон же тайно от Эринний явился Оресту и повелел ему идти в Афины и там молить защиты у Афины Паллады. Только ушел Орест, как из земли поднялась тень Клитемнестры. Она разбудила Эринний и торопила их догнать убийцу. В ярость пришли богини, увидев, что скрылся Орест. Полные гнева, понеслись они по его следам. Орест между тем пришел в Афины. Подоспевшие Эриннии в страшной ярости готовы были растерзать несчастного, но не смели оскорбить священную статую Афины.
Услышала грозные крики Эринний богиня Афина и явилась перед ними. Грозно требовали Эриннии, чтобы богиня отдала в их власть Ореста. Орест же молил Афину защитить его. Чтобы решить его дело, избрала она из афинских старейшин суд - ареопаг. Эриннии обвиняли Ореста и грозно требовали, чтобы он был осужден. Защищать Ореста явился сам бог Аполлон. Он оправдывал его поступок, так как Орест мстил Клитемнестре за ужасное злодеяние - убийство мужа, исполняя волю Аполлона. 
Было решено, что если одинаковое число голосов будет подано за обвинение и оправдание Ореста, то он будет оправдан. Когда голоса судей были подсчитаны, то оказалось оправдательных и обвинительных голосов поровну. Орест был оправдан. В ужасный гнев пришли Эриннии. Но Афина убедила их остаться в Аттике в священной пещере, где будут им воздавать великие почести все афиняне. Согласились грозные богини. С тех пор сделались Эриннии защитницами всей Аттики, а называть их стали Эвменидами, что значит "милостивые, благосклонные".

0

19

Пан - божество стад, пастбищ, лесов и полей. Сын Гермеса и нимфы Дриопы.

Пан родился таким уродливым - с рожками, бородой, козлиными ногами и хвостом, что мать в ужасе убежала от него. Дитя было подобрано отцом и отнесено на Олимп, где при виде его все боги покатились со смеху. Пан и означет "понравившийся всем".

Козлоногий Пан проводил свои дни вдали от городов в Аркадии, опекая стада и пасеки и принимя участие в забавах горных нимф. Вместе с сатирами и силенами он входил в свиту Диониса, славился пристрастием к вину и веселью.
Пан — пастырь овец и коз. Пастухи считали его своим покровителем и приносили в дар молоко и мед диких пчел. Но он покровительствует также и охотникам и рыбакам — всем, кто общается с дикой природой и пользуется ее благами. Он охраняет неприкосновенность природы, ее мирный покой. Защищая свои владения от безжалостных пришельцев, он может испустить такой крик, что они побегут в ужасе, наталкиваясь друг на друга, падая со скал. Однажды, как рассказывали, он внушил страх целому войску, обратив персов в бегство под Марафоном, и за это афиняне воздвигли ему храм на северном склоне акрополя. Такой же, названый паническим, страх наводил Пан на людей, если они тревожили его покой, когда в жаркое полуденное время он отдыхал где-нибудь в чаще или тенистом овраге.
Пан подарил юной Артемиде трех лопоухих гончих - двух пестрых и одну пятнистую, да таких, что они могли загнать львов назад в их логова, - и еще семь быстроногих гончих из Спарты.

Все нимфы и боги смеялись над уродливым Паном, а жестокий бог Эрот, ранив его сердце, зажег в нем вечную, неугасающую любовь, а потому бедный Пан постоянно страдал по какой-нибудь из богинь, нимф или смертных женщин. Однажды он влюбился в целомудренную нимфу Питис, и той удалось скрыться от любвеобильного бога, только превратившись в ель, ветвь которой он с тех пор всегда носил на голове в качестве венка. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник; Пан срезал эти тростинки и сделал волшебную свирель (или сирингу), которая издавала дивные звуки, ставшую любимым музыкальным инструментом Пана. Его самой большой любовной удачей было соблазнение Селены, когда ему удалось скрыть свою черную шерсть и козлоподобное обличье под белым руном. Не узнав его, Селена согласилась прокатиться на его спине и позволила ему удовлетворить все его желания, за что Пан подарил ей стадо белоснежных ягнят. С тех пор в Аркадии проводились майские оргии при луне, во время которых жрица ехала на спине своего избранника, прежде чем заняться с ним любовью и тем самым отпраздновать пробуждение природы. Сыном Пана и нимфы Симфеиды был Акид; Эхо родила от Пана нимфу Иинкс, которую ревнивая Гера превратила в птицу-вертишейку, и Ямбу, сумевшую развеселить своими остротами скорбящую Деметру.

Пан славился и как музыкант, хотя не такой утонченный, как Аполлон. Однажды в Лидии даже состоялось состязание между ними; судил его речной бог Тмол, который отдал победу Аполлону. Присутствовавший на этом состязании царь Мидас не согласился с решением Тмола , за что был наделен ослиными ушами. Царь прятал из под высокой шапкой, и знал об ослиных ушах лишь царский цирюльник, которому было приказано молчать под страхом смерти. Но, не в силах носить в себе эту тайну, он вырыл яму на берегу реки и трижды произнес тайну в землю, после чего снова заровнял почву. На этом месте вырос тростник и, шурша на ветру, тростинки и разнесли эту весть по всему свету.

Пан и сам был судьей многих пастушеских состязаний в игре на свирели. Он научил играть на свирели и петь пастушеские песни своего сводного брата Дафниса, которого считают создателем пастушеской поэзии.

В римской мифологии Пану соответствуют покровитель стад Фавн и демон лесов Сильван.

0

20

Гипнос (G p n o z) · бог сна и сновидений, сын богини Никты (Ночи), младший брат-близнец бога смерти Танатоса, богинь судьбы мойр, Немесиды; любимец муз.

По словам Гесиода, на сон и смерть никогда не взирает Гелиос, - оба брата живут в аиде, глубоко под землей. Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям в противоположность беспощадному Танатосу. Гипнос с помощью своего непременного атрибута - мака - мог усыплять и приносить сладкое успокоение всем, даже великому Зевсу и другим богах.

У Гомера Гипнос обитает на острове Лемнос. Зевс прибегает к его помощи, исполняя обещание, данное Фетиде, наказать Агамемнона за оскорбление, нанесенное ее сыну Ахиллу. Громовержец посылает Гипноса к Агамемнону, чтобы тот, явившись вождю ахейского войска в облике наиболее уважаемого им старца, Нестора, сообщил ему, что богам угодна его победа, а Троя уже находится на краю гибели (Гомер "Илиада", II 5-34).

Когда Гера замыслила козни против Зевса, уговорив Гипноса усыпить его, пока она преследовала Геракла. От гнева Зевса Гипнос был спасен своей матерью, которую верховный бог не решился оскорбить. Опасаясь Зевса, Гипнос превращается в птицу и во второй раз нагоняет сон на бога, соблазненного Герой, чтобы не дать ахейцам возможность победить в сражении. В награду за содействие Гера обещает в жены Гипносу младшую из харит - Пасифею.

Овидий в "Метаморфозах" описывает пещеру в Киммерийской земле, к северу от Черного моря, где царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения (Лета). Перед входом в пещеру раскинулось огромное маковое поле. В центре этой пещеры на прекрасном ложе покоится бог сна, его глаза вечно прикрыты. Его окружают полупрозрачные бестелесные и бесформенные создания - сновидения, а также сыновья, божества сновидений: Морфей, подражающий людям, Фобетор, подражающий животным, птицам и змеям и Фантаз, являющийся спящим людям в виде предметов и вещей окружающего их мира - воды, деревьев, земли, камней и т.п.

0

21

Морфей (M o r f e u z) · в греческой и римской мифологии бог сновидений, крылатое божество, сын бога сна Гипноса. Он являлся людям в снах, принимая образ любого человека. Он умеет абсолютно точно подражать голосу и стилю речи человека, которого изображает. Только во время отдыха он сохранял свой собственный облик. Греки и римляне изображали его в виде стройного юноши с небольшими крылышками на висках. Греки обычно изображали его на вазах, а римляне на саркофагах. Овидий, рисуя пещеру Гипноса в Киммерийской земле, среди сонма сыновей этого бога выделяет трех: Морфея, подражающего людям, и его братьев, Фобетора и Фантаза, подражающих животным и явлениям природы. С именем бога сновидений связано выражение - "в объятиях Морфея."

0


Вы здесь » Форум для всех » мифы и легенды » греческие Боги