«Немое кино» — общепринятое обозначение кинематографа в первые десятилетия его истории, когда фильмы выходили на экраны без синхронно записанного звука. Именно отсутствие доступной технической возможности записи и синхронного воспроизведения звука оказалось наиболее важным обстоятельством, которое определило художественную специфику кинофильмов в этот период; другие ограничения (например, отсутствие цвета) оказались менее принципиальны.
Отсутствие в фильмах звучащей речи стало катализатором поиска новых возможностей организации изобразительного ряда. Благодаря этому ограничению сложилась «немая» школа изложения сложного сюжета средствами монтажа, появились титры, основной актёрской игры стал специфический вид пантомимы. К началу 1920-х годов «немое кино» обзавелось широким набором художественных средств, которые обусловили параллельное развитие нескольких направлений кинематографа как искусства — наиболее принципиальны и влиятельны оказались немецкий киноэкспрессионизм (Фридрих Вильгельм Мурнау, Фриц Ланг, Пауль Лени и др.), американская повествовательная школа (Дэвид Уорк Гриффит, Томас Инс и др.), советская школа документально-художественного фильма (Дзига Вертов), классическая шведская школа (Виктор Шёстрём).
Специфической особенностью немых фильмов является использование титров (интертитров) — текстовых вставок, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории. Титры появились в кино не сразу, и функция их со временем существенно менялась. Они использовались как заглавия монтажных частей, как замена звуковой речи, как средство изложения сюжета и связывания отдельных сюжетных фрагментов и так далее. Поначалу фильмы продавались для проката без вмонтированных титров - прокатчик получал только текст, который мог напечатать и вставить в фильм по своему усмотрению (например, перевести титры на другой язык), на плёнке в этом случае начало титра обозначалось косым крестом с номером титра. В России в начале XX века существовали тировочные мастерские, которые выполняли для прокатчиков изготовление монтажных фрагментов с интертитрами. Со временем титры были осмыслены как эстетически важная часть фильма, они специально оформлялись и организовывались с остальным материалом. Кроме того, титры часто тонировались цветом.
Изобразительные и художественные возможности немого кино были чрезвычайно высоки. Выработался совершенно особый неповторимый стиль общения со зрителем при помощи мимики и жестов. Выразительность движений некоторых актёров немого кино вряд ли может быть превзойдена даже в современном звуковом кино. Кроме того, киносеансы в начале XX века не были полностью беззвучны — обычно показ кино имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. Профессия пианиста в кинотеатре называлась «тапёр». Многие мелодии из репертуара тапёров того времени дошли и до нас. Необходимые же по ходу сюжета пояснения отображались в фильмах в виде титров.
Тем не менее, распространено заблуждение, что немые фильмы были примитивны и вряд ли могут представлять интерес для большинства современных зрителя. Причиной распространения этого заблуждения в середине XX века называют то, что немые фильмы часто тогда демонстрировались на повышенной скорости (например, фильмы, снятые со скоростью 16 кадров в секунду, показывались на скорости 24 кадра в секунду), и то, что большинство сохранившихся немых фильмов оказались в технически плохом состоянии. Хотя всё еще находится немало ценителей, готовых смотреть немое кино за высокоразвитую мимическую игр актёров.
Знаменитые фильмы немого кино:
«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» (Франция, 1896)
«Путешествие на Луну» (Франция, 1902)
«Большое ограбление поезда» (США, 1903)
«Нетерпимость» (США, 1916)
«Голем: как он пришёл в мир» (Германия, 1920)
«Кабинет доктора Калигари» (Германия, 1920)
«Носферату» (Германия, 1922)
«Последний человек» (Германия, 1924)
«Жадность» (США, 1924)
«Аэлита» (СССР, 1924)
«Менильмонтан» (Франция, 1924—1925)
«Броненосец Потёмкин» (СССР, 1925)
«Золотая лихорадка» (США, 1925)
«Большой парад» (США, 1925)
«Генерал» (США, 1926)
«Восход солнца» (США, 1927)
«Метрополис» (Германия, 1927)
«Наполеон» (Франция, 1927)
«Толпа» (США, 1928)
«Страсти Жанны д’Арк» (Франция, 1928)
«Человек с киноаппаратом» (СССР, 1929)
«Ящик Пандоры» (Германия, 1929)
«Огни большого города» (США, 1931)
Знаменитые персоны эпохи немого кинематографа:
Чарльз Спенсер ЧаплинЖорж Мельес
Макс Линдер
Мак Сеннет
Чарли Чаплин
Бастер Китон
Гарольд Ллойд
Дэвид Уорк Гриффит
Лилиан Гиш
Эдвин Портер
Мэри Пикфорд
Дуглас Фэрбенкс
Рудольф Валентино
Лон Чейни
Теда Бара
Абель Ганс
Клара Боу
Джеймс Круз
Луиза Брукс
Жуань Линюй
Кинг Видор
Эрих фон Штрогейм
Фриц Ланг
Фридрих Вильгельм Мурнау
Пауль Вегенер
Карл Теодор Дрейер
Иван Мозжухин
Вера Холодная
Димитрий Кирсанов
Владимир Максимов
Сергей Эйзенштейн
Яков Протазанов
Лев Кулешов
Всеволод Пудовкин
Александр Довженко
Григорий Козинцев и Леонид Трауберг
Дзига Вертов
Игорь Ильинский
Анатолий Кторов
Мария Лейко
Фернан Зекка
Джеймс Уильямсон
Джордж Альберт Смит
Виктор Шёстрём
От себя добавлю, что мне очень нравятся фильмы с участием Чарли Чаплина, Бастера Китона. Действительно, в немом кино наилучшим образом проявляется мимика актёра, выразительность жестов, поскольку нет звукового ряда. А как вы относитесь к немому кино? Есть ли любимые актёры и фильмы?