В конце марта первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил о договоренности создать в Приморье автомобильное сборочное производство. Роль нового игрока на приморском автомобильном рынке досталась российской компании Sollers, ранее известной как “Северсталь-авто”. В настоящий момент Sollers выпускает российские внедорожники УАЗ, корейские – SsangYong, легковые и коммерческие автомобили FIAT, а также японские грузовики Isuzu. На первоначальном этапе организации производства, который обещают реализовать в конце 2009 года, основной упор будет сделан на выпуск коммерческого автотранспорта и внедорожников. Как полагают аналитики и эксперты, подобный шаг будет направлен в первую очередь на снижение социальной напряженности в регионе, возникшей после повышения пошлин на ввоз праворульных машин из Японии. Несмотря на радужные прогнозы руководства Sollers по развитию нового производства, участники рынка не склонны разделять столь оптимистичный настрой.
Если к концу этого года планируется организовать отверточную сборку автомобилей, то к 2012 году обещают создать полноценное производство. “Для компании Sollers этот проект является крайне интересным с учетом того, что в Приморье развивается инфраструктура – это и АТЭС, и нефтегазовые проекты. Поэтому мы считаем, что сейчас очень правильное время для входа на рынок Приморья”, – заявил генеральный директор Sollers Вадим Швецов. По его мнению, коммерческие автомобили, в том числе легкие грузовики и микроавтобусы, а также внедорожники будут востребованы в регионе. “В контексте пакета антикризисных мер правительства России создание в Приморье автосборочного производства позволит стимулировать в регионе внутренний спрос, позволит создать новые рабочие места, будет способствовать развитию малого бизнеса через активизацию сопутствующих производств и сферы услуг”, – полагает Игорь Шувалов.
Как считает ведущий аналитик департамента консалтинга РИА “РосБизнесКонсалтинг” Анна Синявская, правительство предпринимает подобные действия для ликвидации безработицы и поддержки российских автосборочных предприятий, а также для ликвидации последствий сокращения поставок японских подержанных машин на Дальний Восток. С ее точки зрения, плюсами подобного решения являются новые рабочие места для населения и создание платежеспособного спроса со стороны населения. В то же время аналитик отмечает: “Замена неравнозначна, по качеству подержанные японские машины лучше внедорожников SsangYong и УАЗ, а цена собранных на Дальнем Востоке машин может быть выше японских, а это критично”.
В настоящий момент детали по организации нового производства не оглашаются, поэтому с прогнозами по окупаемости проекта спешить не стоит. Тем не менее, по самым оптимистичным прогнозам экспертов, этот срок может составить не менее семи лет. “С точки зрения логистики этот проект будет весьма затратным, да и в целом расходы на создание и поддержание этого производства будут большими, – говорит Анна Синявская. – Что касается экономичности производства, было логичней договориться о создании сборочного производства с японскими автопроизводителями”. А независимый автомобильный эксперт Константин Прохорцев добавляет: “Слишком много придется потратить на решение инфраструктурных вопросов и развитие сбытовой сети на голом месте”.
Идея нового производства, как и озвученное ранее решение правительства по обнулению железнодорожных тарифов на перевозки в Приморье, по мнению Константина Прохорцева, призваны компенсировать потери от введения пошлин и возникшее от подобного шага социальное напряжение в регионе. В конце января РЖД и АвтоВАЗ договорились о снижении почти вдвое стоимости железнодорожных перевозок на дальние расстояния. Соглашение также предусматривает, что завод с 2009 по 2011 год увеличит перевозку своих автомобилей – до 350 тыс. с 54 тыс. в год. Тогда же сообщалось, что общий объем субсидий РЖД, которые должны компенсировать расходы компании по перевозке отечественных автомобилей на Дальний Восток, составит в этом году 2 млрд руб. Однако решение о государственных дотациях на ж/д перевозки вызвало критику ряда экспертов, в том числе и депутата Государственной думы РФ Виктора Черепкова (первого мэра Владивостока, избранного в 1993 г.). Как заявил депутат, более выгодно было бы пустить дотационные деньги на создание нового конкурентоспособного отечественного автомобиля.
Что же касается общей идеи пересадить автомобилистов Дальнего Востока на отечественные автомобили (под определение которых с легкой руки правительства РФ попали все иномарки, собираемые на территории России), то, по мнению участников рынка, это будет крайне сложной задачей. “Сегмент праворульных “японок” формировался в регионе не один десяток лет, и чтобы изменить ситуацию, придется ломать как сложившиеся экономические условия, так и человеческие приоритеты”, – резюмировал менеджер по продаже праворульных машин Роман Ипполитов. “Потребительские предпочтения складывались годами, люди, которые ездили на японских машинах с их уровнем качества, вряд ли пересядут на вазовские модели”, – добавляет Анна Синявская.